01.05.2019
Россия со временем может добиться эффективности в экономике и, в частности, в сфере ЖКХ, опираясь на зарубежный опыт. Речь идёт и о более качественных услугах, опрозрачности тарифов, и о внедрении инновационных технологий. Для заимствования зарубежного опыта в российские реалии учреждаются специальные комиссии, одну из которых возглавляет герой нашего интервью Константин Викторович Крохин.
Константин Викторович имеет ряд заслуг в сфере ЖКХ и возглавляет Центр подготовки медиаторов ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. А также он председатель правления Союза жилищных организаций г. Москва, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ.
С 2014 ГОДА КОНСТАНТИН КРОХИН ВОЗГЛАВЛЯЕТ ИТАЛЬЯНСКУЮ КОМИССИЮ МТПП, ЗАДАЧЕЙ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕЙСТВИЕ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ПУТЕМ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ В НАХОЖДЕНИИ НАДЕЖНЫХ ПАРТНЕРОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.
– Константин Викторович, какие иностранные тренды развития экономики вы бы обозначили как основные на сегодняшний день?
– Один из трендов, который окажет благоприятное влияние на экономику России, – это тема sharing economy – экономика совместного потребления. Я ей занимаюсь в рамках своей деятельности в ТПП РФ. И по моему мнению, если брать проекты, которые в последние годы, начиная с 2014 года, в условиях санкций и мирового кризиса «выстрелили», в том числе в России, то это все модели бизнеса, которые помогали людям экономить.
Это касается и каршеринга, и коворкингов, и агрегаторов такси, различных маркетплейсов, в общем, всего того, что показывает увеличение продаж в условиях кризиса, а потому может расти на биржах и активно развиваться. И одна из последних новостей подтверждает эту тенденцию: IKEA разрабатывает новый глобальный продукт – сдачу в аренду своей мебели. Они мотивируют это тем, что хотят уменьшить воздействие на природу. Икея - впечатляюще профессиональная компания, я с ней познакомился около 20 лет назад, когда только открывался магазин в Теплом Стане в Москве. Тогда там была команда, которая видела и планировала свое развитие вперед на десятки лет. И если говорить о том, где возможен рост и куда надо направлять усилия населения и бизнеса, то проекты «экономики совместного потребления» и есть тот самый тренд. Асферу ЖКХ это косвенно касается через внедрение более экономичных моделей управления жилой недвижимостью, эффективных способов учета и потребления, распространения индивидуальных счётчиков на коммунальные ресурсы, например.
ЖКХ – это частный случай, а сам подход как раз говорит о том, что надо государству, то есть и всему народному хозяйству, помочь экономить. Нужно внедрять такие современные практики. Я, собственно, поиском этих практик и технологий и занимаюсь, работая в системе торгово-промышленных палат на итальянском направлении.
– Что из подобных новинок уже внедрено в нашу экономику?
– По Италии главная наша задача сегодня, учитывая мировой кризис, – заимствовать доступные и эффективные, но недорогие технологии, зарекомендовавшие себя на практике «ноу-хау». Мы ищем и ориентируем наших партнеров на поиск и внедрение таких решений. Одна из наших совместных удач 2014-2015 года – это каршеринг, который был презентован московской делегацией на российско-итальянском деловом форуме в Милане. Дело в том, что МТПП является традиционным партнером правительства Москвы при проведении международных экономических мероприятий, а ваш покорный слуга с коллегами непосредственно задействован в согласовании деловой программы итальянско-российских бизнес-форумов и конференций. Но именно благодаря смелости и активности итальянского инвестора, а также прозорливости руководства столицы, этот проект был поддержан, своевременно были приняты нормативно-правовые документы, которые дали мощнейший толчок развитию этой отрасли городской экономики. А сегодня уже наш «Московский каршеринг» стал лидером в мире по темпам роста, а в Европе – по количеству автомобилей, задействованных в сервисах.
КАРШЕРИНГ - ТИП КРАТКОВРЕМЕННОЙ АРЕНДЫ АВТОМОБИЛЕЙ С МИНУТНОЙ ИЛИ ЧАСОВОЙ ОПЛАТОЙ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ КОРОТКИХ ВНУТРИГОРОДСКИХ ПОЕЗДОК
Давно позади Милан, с которого все начиналось: как по количеству компанийоператоров сервиса, так и по стоимости услуг. Причем развитие идет не только в столице, но и в других городах России, имеются планы выйти на просторы СНГ.
Это яркий пример того, как мы что-то технологичное и эффективное смогли перенести на нашу «почву» и увидеть финансово осязаемый результат: снижение расходов в семейных бюджетах, рост реальных прямых инвестиций в непростой «санкционный» период, увеличение налоговых поступлений, ну и самое главное – изменение имиджа столицы, российских городов, становящихся все более комфортными и дружелюбными для своих жителей и гостей, включая иностранных.
– Почему именно на итальянцев следует равняться, с вашей точки зрения?
– Я возглавляю Итальянскую комиссию с 2014 года. Итальянцы умеют работать эффективно и качественно, причем делают это, по нашим меркам, совершенно недорого. Есть ряд тем в разных отраслях, по которым они занимают передовые позиции, например, сфера ЖКХ, в которой на Италию однозначно нужно равняться. Для примера: итальянское газовое оборудование сочетает в себе идеальное соотношение «цена-качество». Российские потребители покупают газовые котлы в основном итальянского производства, потому что они дешевле в 2 раза немецких, а по качеству ничем не уступают.
Они преуспели в производстве мясных полуфабрикатов и прочей пищевой продукции на российском рынке, что в условиях российских сельхозугодий тоже заслуживает отдельного внимания как весьма перспективное направление двустороннего сотрудничества. Довольно заметно научное и межвузовское сотрудничество с Италией, особенно в сфере новых материалов и ядерных исследований. Идет активный обмен опытом в области «умных» технологий в быту и на уровне городских агломераций (SmartCity). В связи с тем, что с марта месяца мне было предложено возглавить отделение МТПП в Новой Москве, я связываю большие надежды с развитием совместных проектов в уникальном и единственном московском наукограде Троицке, а также по всему спектру экономических возможностей, доступных сегодня для заинтересованных инвесторов на присоединенных территориях «Большой Москвы».
Помимо поиска технологий, мы ищем крупные и средние компании, способные инвестировать в РФ, экспортировать не только товары, но и технологии, обладающие уникальной и современной компетенцией, чтобы передать опыт российским партнерам. Мы приглашаеми поддерживаем их в России.
В одной из поездок я изучал итальянское производство, которое делает продукцию для нашей сантехнической отрасли. Это и приборы учета, и регулирующая, запорная арматура, это долговечные трубы и фитинги. Они покупают в России алюминий, медь, латунь и из нашего сырья производят готовую продукцию, которая затем возвращается к нам. Товары, надо сказать, качественные. Но если бы мы сократили этот «лишний пробег» через границу со всеми вытекающим таможенно-налоговыми издержками, локализовав производство на территории России, то стоимость готовой продукции была бы значительно ниже, что в нынешних условиях позволило бы экономить деньги всем: государству, частным и коммерческим потребителям.
– А что касается модели ЖКХ в Италии, удачная ли она, с вашей экспертной точки зрения?
– Я считаю, что она довольно эффективная. Это классическая форма, я её называю «романской» (или древнеримской). Кондоминиумы, то есть многоквартирные дома по-нашему, были придуманы именно в Древнем Риме. Рим – это первая цивилизация Европы, где были централизованно внедрены первые водопроводы и канализация, системы отопления, сети, своеобразный прообраз нынешнего ЖКХ. Италия – интересная древняя цивилизация, где ещё до христианства использовали вполне современный водопровод, гражданам были доступны бани, в которых использовался пар в управляемом режиме.
На сегодняшний день все модели, связанные с управлением жилыми домами, – римские. Кондоминиум – это римско-латинское слово. Вы можете быть владельцем индивидуального дома, допустим, коттеджа в сельской местности, а можете быть владельцем части многоквартирного многоэтажного дома, в котором по модели Рима первый этаж, как правило, предназначен для разного рода сервисов: услуги, магазины, а второй и следующие этажи – для проживания.
В классическом варианте эта модель существует по всей Европе до сих пор.
Есть кондоминиум (у них малоэтажные дома, потому что зона сейсмически опасная, строят 5-6-этажные дома). Они привлекают одного управляющего, понашему – ИП. Он, в свою очередь, нанимает поставщиков, т.е. работает не сам, а управляет и контролирует, заключает договоры с подрядчиками и поставщиками, следит за приборами учёта, за температурой, автоматикой, нанимает электротехническую компанию на ремонт или замену кабелей, лампочек, иного оборудования…
Это не единственная сфера, где итальянцы поражают эффективностью. В области переработки отходов они умудряются из канализации (осадков) делать энергию. При этом не надо строить затратную теплостанцию, достаточно пристроить модули к существующим очистным сооружениям.
Даже в бизнесе у итальянцев есть чему поучиться. Они передают от отца к сыну секреты мастерства и работают в «семейном формате» на внутреннем и внешнем рынках, что повышает устойчивость их экономики к кризисным явлениям. Они самостоятельны в сфере экономической деятельности, менее критичны к государству в части социального обеспечения, так как привыкли рассчитывать на себя. Мне кажется, такому формату работы, стоит поучиться.